МБОУ "Мари-Возжайскя СОШ им.П.И.Бельского"
О школе
Школа с богатой 150 летней историей. Прошла путь от миссионерской до средней школы. Сегодня школа это школа и детский сад в одном, это отличный работоспособный коллектив и современное двухэтажное здание с комфортными классами, комбинированной мастерской, стадионом и просторным спортивным залом, оснащенным пищеблоком. Школа имеет все ступени образования от детского сада до средней школы.
История школы
Черемиско-Возжайская миссионерская школа в Граховском приходе Елабужского уезде была открыта в 1860 году по ходатайству священника Иоанна Безносова. В 1891 году в школе обучался 31 мальчик от 7 до 14 лет. Учителем с 1883 был священник с. Грахово Александр Кибардин. Обучение было на русском языке, основным предметом был Закон Божий. Здания школы не было , поэтому располагался в разных местах.
Первым учителем был житель из соседней деревни Ильнеть Калит Сапарович Сапаров.
В 1908-1912 годах работал известный марийский баснописец М.С.Герасимов- Микай. За короткое время работы он оставил бесценный след в жизни деревни Мари- Возжай- открыл читальный зал, где было 18 книг.
В 1914-1915 году миссионерская школа преобразовывается в земскую и в 1917 году открывается 4-летняя начальная школа. И в это же время начинает работать учительницей Анна Архиповна Архипова. Анна Архиповна уроки ведет на марийском языке.
В 1935 году в раскулаченном доме открывается 7- летняя школа и начинается строительство нового здания школы. Директором школы был Семен Ямаевич Ямаев.
И.Д Чермакова, совсем еще юная девчонка, выпускница Можгинского педагогического училища, работала директором школы в военное время. В 40-ых годах школа была небольшая, в начальных классах работали 2 учителя : Бусыгин Алексей Яковлевич и Грахова Анастасия Ефремова. Учили по 2 класса одновременно. 1-3, 2-4 классы. Детей было много, надо было всех учить , поэтому открыли 2 класса 5-х: марийский и один смешанный (по русской программе), где были из Тойшинерки (русские и удмурты), из Тыловая ( кряшены), из Иж- Бобьи (марийцы и русские). Один класс 6-й, один класс 7-й, где учились все по русской программе.
После уроков дети готовились к концерту, олимпиадам, соревнованиям. Участвовали в лыжных соревнованиях деревни и района. В конце учебного года участвовали показывали концертные номера, детское творчество. Проводились соревнования по линии райкома комсомола: санитарное дело, физической подготовке, пожарному делу. Летом организовано выходили в поле на прополку яровых, собирали колосья и сдавали на склад, рвали и молотили вальками лен, осенью расстилали и собирали. Зимой по улицам собирали золу, сыпали в большой ящик и везли на лошадях под навес, чтобы весной вывозить в поле. Собирали макулатуру и бумагу. Ребята были активны, ставили концерты к каждому празднику. Все старались, учились, кто как мог. Учебный год начинали не с 1 сентября, а с 1 или 15 октября, т.к учащиеся работали в колхозах на уборке урожая: пахали на лошадях (старшие мальчики) , вязали снопы за жатками, копали картофель (вручную). Женщины и старшие девочки вязали шерстяные и варежки , шили кисеты, сушили табачные листья, посылали посылки бойцам.
В Мари-Возжайскую школу пришли Архангельские ребята. Открыли параллелельные классы, т.е по два 5-х классов, 7-ых, 6-ых. А в конце 50-х годов открыли 8-й класс. Учащиеся из соседних деревень пешком добирались до дома, было тяжело, ведь деревни находились далеко. В конце 50-х годов открыли пришкольный интернат.
Образование и формы обучения
1. Образование может быть получено:
• в школе;
• вне школы (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в школе, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В школе сформировано 10 классов – комплектов и 2 руппы дошкольного образования:
следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование: 1-4 классы;
3) основное общее образование: 5-9 классы;
4) среднее общее образование: 10-11 классы.
Программа развития
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мари-Возжайская средня общеобразовательная школа имени П.И. Бельского» Граховского района Удмуртской Республики (далее – Программа или Программа развития) является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития школы на период с 2019 года до 2024 года в логике современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения.
Цель программы: Совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума.
задачи программы:1.Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и общества.
2. Обеспечить поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе.
3. Привлечение молодых специалистов.
4. Совершенствование методов и технологий реализации образовательного процесса для успешной социализации детей, формирования различных компетенций.
5. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого
ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей.
6. Создание условий для всестороннего развития учащихся во внеурочной деятельности.
7. Создание условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
8.Создание условий для развития здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья детей, и совершенствования работы системы психологического сопровождения образовательного процесса.
9. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы.
10.Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового потенциала школы.
11. Совершенствование материально-технической базы
школы для обеспечения высокого качества непрерывного
образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников.
Ожидаемые результаты:
- инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям ФЗ-273, СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса;
- оснащение 100% кабинетов в соответствии с требова-ниями ФГОС общего образования;
- доступность не менее 75 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам;
- 100 % педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям;
- не менее 25 % педагогов работают по инновационным образовательным технологиям;
- не менее 50 % педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.);
- 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ;
-переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения на всех ступенях обучения, ФГОС с ОВЗ;
-100% выпускников успешно осваивают общеобразова-тельные программы и сдают ГИА - 9, 11;
- 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью;
- 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и спортом;
-успешная реализация инклюзивного образования в школе;
- 80 % учащихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность;
- в школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития);
- 100% заполнение электронных журналов учителями-предметниками;
- не менее 50 % родителей (законных представителей) включены в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.).